Госзакупки в области строительства пока неконкурентны

26 / 04 / 2021

Так заявил заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров в ходе международного форума о закупках в строительстве World Build / State Contract, организованного СРО «Уральское объединение строителей» при поддержке «Российской строительной недели».

Как отметил Лавров, по итогам прошлого года доля несостоявшихся госзакупок в области строительства составила около 60%, что выше, чем в целом в госзакупках.

По словам Лаврова, несостоявшиеся процедуры – признак отсутствия конкуренции. Наиболее распространенная причина признания закупок несостоявшимися – подача только одной заявки (62%).

Напомним, в рамках World Build / State Contract состоялась встреча строителей с представителями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации, ведомств из стран ЕС. Строители заявили о самых системных проблемах в законодательстве о закупках, которые мешают при взаимодействии заказчиков с подрядчиками.

«Как сделать сферу закупок более привлекательной для строителей? На форуме собрали порядка 50 предложений по решению проблем в закупках из разных регионов России. Аккумулировали все итоговые решения в единый документ для рассмотрения в исполнительных органах власти России. В Госдуме и в министерствах готовы слушать строителей», – сказал Денис Снетков, СРО «Уральское объединение строителей».

Публикуем топ-6 решений для рассмотрения в исполнительных органах власти.

1. Снижение финансовой нагрузки на подрядчиков: введение обязательного авансирования и десятидневного срока приемки и оплаты работ.

«Мы стараемся упросить процедуры. Закупки должны быть доступными для конкуренции. Обязательное авансирование может быть интересной новацией», – сказал Сергей Жигарев, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

«В настоящее время сроки оплаты контролировать практически невозможно. После подписания акта приемки в электронном виде со следующего года у нас появится возможность контроля за соблюдением заказчиком срока оплаты, таким образом, начинается отчет времени для оплаты», Алексей Лавров.

2. В качестве антидемпинговой меры (снижение цены – бич системы закупок) – введение системы рейтингования подрядчиков, исходя не из цены, а из опыта и квалификации, с 2022 года.

3. Введение мер против сговора на торгах, в том числе с использованием системы «таран» (два участника намеренно снижают цены, третий участник «падает» по цене еще ниже, первые двое участников отклоняют заявки, третий признается победителем).

4. Введение требований к квалификации подрядчиков и закупки с помощью конкурса в капремонтах. Например, преимуществами будут наличие собственной производственной базы и аналогичный опыт (уметь ремонтировать дома не то же самое, что строить дороги). Те, кто выполняют ремонт лифтов, должны будут иметь минимум одного сотрудника, ответственного за монтаж и пусконаладку технических устройств, с соответствующим уровнем квалификации.

«Пакет поправок – закупки с помощью конкурса, а не аукциона», – сказала Анна Огурцова, заместитель директора Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

5. Предоставление возможности увеличить цену контракта в связи с ростом стоимости материалов (оборудования). Известно, что строительные материалы, в том числе металл, резко выросли в цене, при этом сметы рассчитываются по прежним ценам.

6. Унификация законодательства России и стран ЕС в части выбора подрядчиков (признание опыта прежде выбора по цене).

Трансляцию форума можно посмотреть на сайте www.стройзакупки.рф.


Другие новости по данной тематике: